30dff957     

Мужик - Литература + Интернет =



Мужик
Литература + Интернет = ..?
Легко знающим -- бери перо да просвещай нас, темных. А как быть, когда
просвещенного под боком упорно нет? Литература + Интернет... Что такое
литература? А я знаю? Ну да, стихи-романы, но что это такое? Ученые спорят.
А что такое Интернет? Компьютерная сеть -- электронное средство связи. Так
оно. Только эта сеть связует меж собой кучу народа со всем тем, что у народа
в головах. Что именно -- в этом еще никто не разобрался. И не смешите меня
Фрейдом -- это на беллетристику еле тянет, а про науку, даже гуманитарную,
что толковать.
Сложность, по кр. мере, для меня лично, в том, что нет чувства целого.
Что вообще с нами, планетой Земля, происходит? Если что-то хорошое --
какое-то поступательное развитие, то та же литература -- это нечто, сюда
включенное, и это один ключ осмысления. А если имеет место неуклонная
деградация (таких т.з. хватает), то и литературу, и Интернет надо понимать в
другом ключе -- скажем, как попытку переломить гибельную тенденцию. Или,
напротив,-- способстовать ей. А может, происходит нечто третье: вообще
ничего. Поди-ка пойми.
Меж тем, хотя бы что-то уяснить хочется. Тема-то актуальна: вот он я,
пишущий, а вот он Интернет, куда я запускаю статью. Уже взаимодействуем. Что
же из этого может проистечь? Плохого? Хорошего? Для литературы? Для
не-литературы? И вот, напрягая хилый умишко, я пробую прикинуть это в самом
начальном приближении.
Коллега! Ежели что, не взыщи, а копай глубже. Найдешь клад -- поделись
с народом, мною в т.ч. Я только за.
* * *
1. КТО В ИГРЕ.
Чтобы прикинуть исход матча, надо хотя бы знать его участников. Игроки
в площадке такие -- перечисляю "звезд":
-- природа слова (материал литературы)
-- тех.возможности (Интернета сейчас и потом)
-- лит.истэблишмент и лит.андеграунд
-- тенденции самой литературы как искусства
-- состояние общества.
Ну и еще -- влияние смежных искусств; преподавание литературы -- каким
будет; природа человека; экология; неизвестное, наконец! При этом, я
принимаю, что человечество избежит глобальных катастроф -- если нет, то всем
здец, и рассуждать не о чем.
Пара примеров в пояснение. Материал искусства. Языковая, знаковая
природа словесности делает ее удобной для компьютера -- звуковые или
рисуночные файлы жрут страшно много места. Дизайнеру всегда мало памяти, а
вот писателю уютно.
Или другое -- природа музыки, звук, предопределила то, что ее
электронная революция началась еще с первого граммофона и радио, и Интернет
здесь ничего существенного пока не добавил. Вызывать файл откуда ни то с
сервера или ставить CD -- слушателю это без разницы.
А вот с живописью иначе -- электроника пока что ее не "догоняет".
Картинки на экране поглядеть, конечно, можно, но это все же не просмотр
полотна 2х3 живьем. Можно допустить, что со временем появятся какие-нибудь
раздвижные панели. Однако остается принципиальный момент: свет и цвет
живописи -- это свет _отраженный_, а с экрана идет свет _излученный_: это
две разницы при самом точном совпадении спектра. Возможен, впрочем, такой
оборот, когда само техническое затруднение приведет к появлению особой
разновидности живописи, какой-нибудь электронной (аналогично возникло, к
примеру, немое кино). Но это уже тема "Интернет + живопись" -- оставляю ее
профессионалам.
Короче, в протекающей реакции И + Л составляющих много. Ниже я пробую
учесть хотя бы главные. Заранее скажу, что мой прогноз _на ближнюю
перспективу_ для литературы умеренно оптимистичен. Опять-так



Назад