30dff957     

Мясников Виктор - Историческая Беллетристика - Спрос И Предложение



Опубликовано Историческая беллетристика: спрос и
в журнале: предложение
2002, №4 Виктор Мясников
----------------------------------------------------------------------
Мясников Виктор Алексеевич - прозаик, критик, книговед. Родился в
1956 году в Вологодской области. Учился в Литературном институте
им. А. М. Горького и Уральском государственном университете.
Автор десяти книг (в том числе - "Оружие Урала", 2000), а также
статей в екатеринбургской и столичной прессе.
----------------------------------------------------------------------
Зачем нужен исторический роман? Зачем обыкновенному гражданину
вообще знать какую-то там давнюю историю? Ведь для развлечения
можно и детектив почитать из современной жизни, любовный роман
или фантастику. А у нас в России почему-то ощутимый спрос на
историческую беллетристику. Hе только на нон-фикшн - мемуары,
сборники документов и биографии выдающихся людей, - но и на
романы "из прошлой жизни". Достаточно подойти к любому книжному
прилавку, чтобы убедиться. Книгоиздатели в этом плане - народ
чуткий: потянуло прибылью - тут же все силы на удовлетворение
спроса.
Hо спрос на "историю" в современной России весьма своеобразен. С
одной стороны, это желание убедиться в величии собственного
прошлого, с другой, наоборот, уничижение, которое паче всякой
гордости. Обе тенденции яростно сосуществуют и параллельно
развиваются со времен перестройки, и бурный этот процесс породил
любопытные внутрижанровые течения. Истоки явления понятны. Когда
КПСС начала терять бразды правления, в первую очередь
идеологические, народу стали предъявлять историческую правду. В
самом горьком ее варианте. Что закономерно: правда о
раскулачивании, коллективизации и репрессиях в какой-то мере
объясняла материальную скудость современной жизни. Hо в то же
время она разрушала идеологический фундамент советского
государства. Потом государство рухнуло, возникла новая Россия,
начался новый исторический этап. Причем для каждого жителя страны
в отдельности. И для абсолютного большинства наших сограждан этот
процесс оказался чрезвычайно болезненным.
Миллионы людей лишись моральной опоры в жизни. То самое: "Был
князь - и в грязь!" Еще вчера ты с гордостью ощущал себя единым
целым с великой державой, наследником победителей, творцом
будущего, покорителем космоса и Бог знает кем еще столь же
величественным, и вдруг - "Верхняя Вольта с ракетами",
"коммунистический Гулаг народов", "империя зла", "Россия, которую
мы потеряли". Очень многие почувствовали себя обманутыми и
растоптанными. У одних это вызвало внутренний протест, желание
снова подняться, укрепиться в вере, опереться на великое прошлое,
дающее надежду на будущее. Для других гораздо легче пережить
моральный надлом оказалось с прямо противоположной позиции: все
всегда было плохо, просто мы этого не знали.
Спрос рождает предложение. И явились коммерческие историки. Самым
первым и успешным стал В. Суворов. Его "Ледокол" в начале 90-х
бил все рекорды книжных продаж. Творение беглого советского
шпиона, до того числившееся "гнусной антисоветской стряпней",
оказалось востребовано на постсоветском пространстве и принесло
хорошую прибыль издателям и книготорговцам. Книга эта дала
потрясающий психотерапевтический эффект. У многих читателей,
согласившихся с тем, что это Советский Союз развязал Вторую
мировую войну и вообще мы всегда были агрессорами и
поработителями, комплекс поражения трансформировался в комплекс
исторической вины, что переносится г



Назад